Перевозка отдельных категорий пассажиров (детей,учащихся,воспитанников,студентов) ЖД транспортом

Отраслевая типовая инструкция по охране труда

при перевозке отдельных категорий пассажиров

(детей, учащихся, воспитанников, студентов)

железнодорожным транспортом

1.Общие требования безопасности

1.1.Руководитель образовательного учреждения для организации перевозки детей, учащихся, воспитанников, студентов (далее - обуча­ющи­е­ся) назначает приказом ответственных лиц из числа работников учреждения, определяет маршрут следования, начало и окончание поездки.

1.2.При перевозке обуча­ющихся образовательных учреждений руководителем учреждения должны быть утверждены списки переезжающих, а также назначено ответственное сопровождающее лицо из числа воспитателей, учителей, преподавателей (далее - преподаватель). В случае необходимости дополнительно назначается определенное необходимое количество сопровождающих лиц.

1.3.Перед поездкой преподаватель должен ознакомить обуча­ющихся с требованиями настоящей Инструкции, с инструкцией по пожарной безопасности, с противопожарными памятками, планами эвакуации из вагона (с учетом возраста обуча­ющихся).

1.4.Во время поездки обуча­ющиеся должны соблюдать дисциплину и культуру поведения, безоговорочно выполнять все указания сопровождающего лица и проводника, требования настоящей Инструкции.

1.5.Не рекомендуется размещать обуча­ющихся в первый и последний вагоны, представляющих наибольшую угрозу при авариях. Самые безопасные места в вагоне полки купе расположенные в сторону движения.

1.6.На обуча­ющихся, находящихся в поезде во время движения действуют следующие опасные и вредные факторы:

-     травмирование (ушибы, ранения, переломы и др. виды) при падении во время торможения;

-     высокий уровень шума и вибрации;

-     электроопасность;

-     пожарная опасность;

-     нарушение микроклимата в вагоне и отдельных купе, приводящие к различным болезням;

-     термический ожог при выплескивании кипятка из стаканов, банок и т.п.;

-     психическое напряжение;

-     совокупность факторов, связанных с потенциальной возможностью аварийной ситуации.

1.7.В каждом вагоне на случай необходимости оказания первой доврачебной помощи должна быть аптечка с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств.

Сопровождающие преподаватели должны точно знать местонахождение медицинской аптечки.

1.8.Мыло, полотенце, стаканы и т.п. туалетные и столовые принадлежности должны быть только индивидуальными. В пути обязательно должны выполняться правила личной гигиены.

1.9.При перевозках пассажиров запрещается брать в дорогу быстропортящиеся продукты. В крайнем случае эти продукты нужно съесть в первый день поездки (чем раньше, тем лучше).

1.10.При инфекционном заболевании, резком ухудшении здоровья, тяжелой травме обуча­ющийся может быть снят с поезда на одной из промежуточных станций и направлен в лечебное учреждение (обязательно в сопровождении преподавателя).

1.11.Все пассажирские вагоны обязательно должны быть обеспечены первичными средствами тушения пожара (огнетушители, топор, лопата), системами пожарной сигнализации.

1.12.В противопожарных целях в поездах запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре.

1.13.При несоблюдении изложенных требований безопасности при перевозке железнодорожным транспортом к нарушителям должны быть применены меры дисциплинарного воздействия ответственным должностным лицом.

2.Требования безопасности перед началом перевозки

2.1.Правила безопасности на железнодорожном транспорте запрещают переход через железнодорожные пути в неустановленных местах.

2.2.Ожидая поезд, запрещается стоять близко к краю платформы.

2.3.Садиться в вагон обучающимся разрешается под контролем сопровождающего преподавателя после полной остановки поезда.

2.4.Запрещается вскакивать в вагон на ходу движения поезда.

2.5.Перед началом движения железнодорожного транспорта сопровождающие  преподаватели должны уточнить список отъезжающих обучающихся, определить условия встречи детей до 12 лет по возвращении из поездки.

2.6.Запрещается загромождать тамбуры и проходы вагонов вещами пассажиров (обучающихся).

2.7.Не следует перегружать верхние полки в вагоне багажом. Крупногабаритные и тяжелые вещи необходимо закрепить с помощью ремней (веревок), что исключит травмирование обучающихся при экстренном торможении.

2.8.Подогнуть на полках, где будут спать обучающиеся ночью (особенно дети), матрацы с внешней стороны для исключения травм при падении на случай легких толчков вагона. Детей, по возможности, разместить на нижних полках.

3.Требования безопасности во время движения

3.1.Во время движения запрещается высовываться из окон вагона (можно потерять равновесие и выпасть из окна, можно получить травму незакрепленной оконной рамой, можно травмироваться о выступающие предметы встречного грузового поезда).

3.2.Запрещается при движении поезда выходить в тамбур, прислоняться к дверям вагона, а также открывать двери. Недопустимо находиться на подножках вагона.

3.3.Без необходимости приема пищи не следует держать на столиках бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них ложками, стеклянные банки с продуктами и др. опасные вещи.

3.4.На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

3.5.Укладывать детей (до 12 лет) в вагоне на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда.

3.6.До полной фиксации, закрывать или открывать двери купе для исключения травмирования рук, головы, тела при резком торможении.

3.7.Выходить из вагона и садиться в него на промежуточных станциях в пути следования разрешается только с ведома сопровождающего преподавателя и в случае крайней необходимости только тогда, когда поезд полностью остановился.

3.8.Если во время следования поезда обучающийся отстал, следует обратиться к дежурному по вокзалу или начальнику станции. На железной дороге меры помощи отставшим от поезда обучающимя предусмотрены.

4.Требования безопасности при аварийной ситуации

во время перевозки

4.1.Наиболее распространенными аварийными ситуациями, которые приводят к травмам и гибели пассажиров, являются пожары, аварии токоснабжения и крушения поездов.

4.2.При появлении малейших признаков возгорания (запах горящей резины и пряжи и др.) необходимо  как можно быстрее обнаружить источник и принять необходимые  меры по устранению неполадок.

4.3.В случае возникновения в вагоне пожара преподавателям и проводнику необходимо предпринять немедленно меры по его локализации и устранению. При отсутствии положительного результата проводник вагона должен поступить в соответствии с должностной инструкцией.

4.4.При срыве стоп-крана необходимо помнить, что запрещается останавливать поезд на мосту, в тоннеле, на акведуке и в др. местах, где будет затруднена эвакуация пассажиров и тушение пожара.

4.5.Сопровождающие преподаватели и проводник вагона при возникновении пожара обязаны немедленно приступить к эвакуации обучающихся, не допуская паники.

Для этого преподаватели, ответственные за безопасность обучающихся, должны оповестить их об аварийной ситуации и указать порядок выхода из вагона.

4.6.Эвакуация обучающихся должна производиться в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути.

4.7.При сильном задымлении нужно закрыть нос и рот мокрой тряпкой (полотенцем и др.).

4.8.В зависимости от места возгорания эвакуация должна производиться через один или через оба тамбура.

4.9.Запрещается после аварии уходить далеко от вагона или поезда.

4.10.Все эвакуационные выходы во всех вагонах во время движения поезда должны быть постоянно свободны.

4.11.При аварии токоснабжения (неисправность электрооборудования вагона, обрыв контактных проводов) нельзя касаться руками металлических частей и постараться поскорее покинуть опасную зону.

4.12.При крушении поезда или резком торможении найти в вагоне такое положение, чтобы не «бросало» по вагону, ухватившись за выступающие детали полок. В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

4.13.При опрокидывании вагона и невозможности выхода через двери необходимо разбить оконное стекло любыми подручными предметами: одежными полками, вырванными из гнезд столиками. и др.

Необходимо как можно быстрее выбраться наружу.

4.14.На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность. Передвигаться неспеша, внимательно осматривая дорогу перед собой.

4.15.Лежащие на земле контактные оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! Подходить к ним ближе 30-50 метров запрещается.

4.16.Если вагон при крушении поезда не поврежден, устойчив, обучающиеся должны оставаться в нем до прибытия спасателей (помня об угрозе воздействия шагового напряжения).

4.17.Сопровождающие преподаватели должны проследить, чтобы обучающие (особенно дети до 12 лет) не разбредались во все стороны. У прибывших спасателей и у сопровождающих преподавателей появятся дополнительные трудности с оказанием помощи.

4.18.Наиболее важными оперативными действиями сопровождающих преподавателей и спасателей после выведения обучающихся из опасной зоны - оказание первой доврачебной помощи, вид которой определяется характером и тяжестью травмирования пострадавших в аварийной ситуации.

4.19.Первая доврачебная помощь должна оказываться в соответствии с инструкцией по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

5.Требования безопасности по окончании перевозки

5.1.По окончании перевозки покидать вагон разрешается только по указанию сопровождающего преподавателя, когда поезд полностью остановлен.

5.2.Сопровождающие преподаватели должны проверить по списку прибывших пассажиров.

5.3.Сходить можно только в сторону платформы.

5.4.Строго запрещается сходить с поезда в сторону, противоположную пассажирской платформе, т.к. опасность травмирования сходящего соседним пассажирским составом достаточно велика.

5.5.Дети до 12 лет по окончании всего маршрута перевозки в прямом и обратном направлении должны быть переданы взрослым встречающим (родителям, воспитателям) поименно (индивидуально).

5.6.Пассажиры до 16 лет после окончания поездки должны добираться индивидуально или в составе группы с сопровождающим лицом до обусловленного места встречи с воспитателями, родителями, опекунами и др. лицами.

5.7.Ответственное сопровождающее лицо должно проинформировать руководителя образовательного учреждения о ходе и итогах перевозки отдельных категорий обучающихся.