

Воспитатель образовательного учреждения дошкольного образования
Типовая инструкция по охране труда
для воспитателя образовательного учреждения
дошкольного образования
1. Общие требования безопасности
1.1. К работе в качестве воспитателя образовательного учреждения дошкольного образования (далее - дошкольного учреждения) допускаются лица, имеющие специальное педагогическое образование, подтвержденное именным документом установленного в РФ образца (диплома).
1.2. При поступлении на работу воспитатель должен пройти предварительный медицинский осмотр, в последующем медицинские осмотры проводятся периодически в сроки, установленные Минздравом России. Противопоказаний по состоянию здоровья к работе воспитателем не должно быть.
1.3. Воспитатель должен пройти следующие виды инструктажей:
- вводный инструктаж (при поступлении на работу);
- первичный инструктаж на рабочем месте;
- повторный инструктаж на рабочем месте (не реже одного раза в 6 месяцев);
- в случае необходимости выполнения работ, не связанных с основными трудовыми обязанностями проводится целевой инструктаж;
- внеплановый инструктаж (при изменении условий труда или нарушении работником правил охраны труда).
1.4. При работе в дошкольном учреждении на воспитателя действуют следующие опасные и вредные факторы:
- повышенное нервно-эмоциональное напряжение;
- вероятность заражения инфекционными заболеваниями, особенно в период эпидемий;
- электроопасность;
- пожарная опасность;
- значительные физические, статические и динамические нагрузки;
- факторы, связанные с шалостями детей или отсутствием у них необходимых навыков;
- опасности, связанные с состоянием территории учреждения и улиц из-за климатических условий (обледенение, изморось и т.п.) во время прогулок детей.
1.5. Воспитатель должен быть обеспечен санитарной одеждой (для исключения контакта детей, посуды, игрушек с личной одеждой работника) и спецобувью (удобная, с нескользящей поверхностью, бесшумная при ходьбе), которые используются только во время нахождения в помещениях образовательного учреждения.
1.6. Воспитатель должен быть ознакомлен с режимом труда и отдыха в учреждении и обязательно соблюдать его. Изменения режима труда и отдыха допускаются только в случае экстремальных ситуаций.
1.7. В групповой комнате должна быть аптечка с необходимым набором медикаментов и перевязочными средствами. Аптечка должна располагаться в местах, которые недоступны для детей.
1.8. Воспитатель должен быть обучен приемам и способам оказания первой доврачебной помощи в объеме инструкции по первой доврачебной помощи, действующей в учреждении.
1.9. В дошкольном учреждении должна быть инструкция по пожарной безопасности, утвержденная в установленном порядке. Воспитатель должен быть инструктирован по пожарной безопасности, особое внимание должно быть обращено на порядок эвакуации детей из дошкольного учреждения в случае пожара или его угрозы.
1.10. О каждом несчастном случае в учреждении воспитатель должен сообщить руководителю учреждения после оказания первой доврачебной помощи пострадавшему (работнику, ребенку, родителям ребенка и др. лицам).
1.11. Воспитатель несет персональную ответственность за здоровье и безопасность детей во время нахождения в дошкольном учреждении.
1.12. Знание и выполнение требований настоящей Инструкции является должностной обязанностью воспитателя, а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть полагающуюся санитарную одежду и спецобувь. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным.
2.2. Внимательно осмотреть помещения групповых комнат с целью выявления опасных и вредных факторов.
2.3. Проверить санитарно-гигиеническое состояние помещений групповых комнат (чистота комнат, температура и влажность воздуха, освещенность, наличие и содержание медаптечек, содержание детских игрушек и инвентаря, расстановка кроватей в спальных комнатах и т.п.).
2.4. Организовать проветривание помещений, которое должно проводиться в отсутствие детей и заканчиваться за 30 минут до их появления.
2.5. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, полов, крепления стационарного детского оборудования к стенам.
2.6. Обратить внимание на исправность электрооборудования: светильников, розеток (наличие заглушек в них), выключателей, коммутационных коробок.
2.7. Все токоведущие части должны быть надежно изолированы, а конструктивные части - надежно закреплены, зафиксированы.
2.8. При любых нарушениях правил электробезопасности, выявленных перед работой, воспитатель должен поставить в известность руководителя учреждения или соответствующее должностное лицо.
2.9. Воспитателю запрещается самостоятельно устранять факторы электроопасности. Этим должен заниматься работник из электротехнического персонала.
2.10. О выявленных недостатках, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей, следует незамедлительно сообщить руководителю учреждения или соответствующему должностному лицу.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Воспитатель должен быть во время работы предельно внимательным к поведению детей, чтобы вовремя предупредить события, которые могут привести к несчастным случаям, аварийным ситуациям, конфликтным отношениям с родителями, опекунами и др. лицами.
3.2. Если в течение дня, а при круглосуточном нахождении в течение суток воспитатель заметит недомогание, вялость или заболевание ребенка, он должен:
- изолировать больного ребенка для исключения заражения других лиц;
- обеспечить необходимую квалифицированную медицинскую помощь;
- в экстренных случаях вызвать «Скорую помощь»;
- сообщить о случившемся родителям заболевшего ребенка, опекуну и др. близким лицам.
3.3. Прогулки детей на открытом воздухе должны проводиться не реже двух раз в день.
3.4. При одевании детей на прогулку воспитатель должен избегать резких, суетливых, неосторожных движений, которые могут привести к травмированию самого воспитателя, а также детей.
3.5. Для просмотра телепередач использовать телевизор с размером экрана 59-69 см. Телевизор должен быть установлен на высоте 1,0-1,3 м от пола. Детей рассаживать на расстоянии 4-6 м от экрана телевизора. Длительность просмотра телепередач должна составлять до 20 мин. для детей 4-5 лет и до 30 мин. для детей 6 лет. Рассаживать детей нужно так, чтобы воспитатель мог свободно, (не спотыкаясь, не ударяясь и т.п.) подойти к любому ребенку.
3.6. Количество учебных занятий в неделю должно быть: в младших и средних группах - 10, в старшей группе - 15, в подготовительной группе - 19. Продолжительность одного занятия должна составлять: в младших группах - 10-15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей группе - 20-25 мин., в подготовительной группе - 25-30 мин. Во всех группах в середине занятия следует проводить физкультминутки длительностью 1,5-2,0 мин. Перерыв между занятиями должен быть 10-12 мин.
3.7. При проведении в дошкольном учреждении занятий (игровых, обучающих) с использованием компьютеров строго соблюдать следующие правила гигиены труда.
3.8. Воспитатель не должен находиться со стороны боковой и задней стенок компьютера.
3.9. Каждый используемый компьютер должен иметь гигиенический сертификат.
3.10. При размещении компьютеров в помещении групповой комнаты должны соблюдаться все гигиенические и эргономические требования, изложенные в СанПин 2.2.2/2.4.1340-03.
3.11. В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет - 10 минут.
3.12. Запрещается использование одного видеодисплейного терминала или персональной электронно-вычислительной машины для двух и более детей независимо от их возраста.
3.13. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз и физкультминутку общего воздействия.
3.14. Воспитатель должен следить за соблюдением всех правил, условий, требований, которые направлены на сохранение его собственного здоровья и здоровья вверенных ему детей.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При появлении признаков предаварийной ситуации (запах жженой изоляции, срабатывание аварийной сигнализации и др.) воспитатель должен в первую очередь предпринять меры для обеспечения безопасности детей (эвакуация, оказание первой доврачебной и общей помощи).
4.2. Поставить в известность о предаварийной ситуации руководителя учреждения или соответствующее должностное лицо, работников дошкольного учреждения и с их помощью попытаться остановить действие внезапных опасных и вредных факторов с соблюдением мер личной безопасности.
4.3. При возникновении пожара следует действовать в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности, утвержденной руководителем дошкольного учреждения.
4.4. При получении травм работниками или детьми в условиях аварийной ситуации воспитатель должен в качестве первоочередных мер приступить к оказанию первой доврачебной помощи с использованием методов и приемов, приведенных в инструкции по первой доврачебной помощи в дошкольном учреждении.
4.5. По окончании действия факторов аварийной ситуации воспитатель должен проверить по списку наличие вверенных ему детей. При обнаружении отсутствующих предпринять незамедлительно оперативные меры с привлечением соответствующих органов.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Внимательно осмотреть все групповые помещения, обратить внимание на наличие опасных и вредных факторов.
5.2. Проветрить помещения в течение не менее 20-30 минут, закрыть окна и фрамуги.
5.3. Выключить все используемые средства (демонстрационные, учебные, электронагревательные), питающиеся от электрической сети.
5.4. Обесточить электрическую сеть с помощью коммутационной аппаратуры.
5.5. При обнаружении замечаний по охране труда поставить в известность руководителя учреждения.
5.6. Снять санитарную одежду, спецобувь и убрать их в установленное место.
5.7. Чисто вымыть руки с мылом.