Автоклав

Инструкция по охране труда при эксплуатации автоклава

1. Общие требования безопасности

1.К обслуживанию автоклава допускаются лица, достигшие 18 лет и прошедшие перед допуском к работе:

-предварительный медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний; при последующей работе медицинские осмотры проводятся в сроки установленные Минздравом России;

-профессиональное обучение по эксплуатации сосудов, работающих под давлением, с последующей проверкой знаний и получением именного удостоверения;

-обучение по электробезопасности с последующей проверкой знаний и присвоением I квалификационной группы.

2.Каждый вновь принятый работник, использующий в работе автоклав, должен пройти следующие виды инструктажей по охране труда:

-вводный инструктаж перед допуском к самостоятельной работе;

-первичный инструктаж на рабочем месте

-повторный инструктаж (не реже 1 раза в 6 месяцев);

-в случае изменения условий труда, нарушения работником правил и требований охраны труда и других обстоятельств — внеплановый инструктаж;

-целевой инструктаж — при разовом выполнении работ, не связанных с основными трудовыми обязанностями.

Результаты всех инструктажей фиксируются в журналах установленной формы. Подпись инструктируемого лица обязательна.

3.При эксплуатации автоклавов, обслуживающий их персонал дол­жен соблюдать требования настоящей Инструкции, инструкции по эксплуатации автоклава из паспорта завода-изготовителя, а также требований электробезопасности, пожарной безопас­ности, правил эксплуатации сосудов, работающих под давлением, санитарных норм.

4.При эксплуатации автоклавов возможно воздействие на работника следующих опасных и вредных производствен ных факторов:

-повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- опасность взрыва автоклава (сосуда, работающего под давлением);

- повышенная физическая нагрузка;

- повышенная влажность воздуха рабочей зоны;

- повышенная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная температура поверхностей автоклава;

- повышенный уровень шума.

5.Работник, обслуживающий автоклав, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты: халат и косынка белые х/б, термовлагостойкий фартук, обувь на мягкой нескользящей подошве, перчатки медицинские резиновые. Работник обязан выполнять правила личной гигиены и правила ношения специальной одежды и обуви, средств индивидуальной защиты.

6.Работники, обслуживающие автоклав, должны быть проинструктированы в объеме инструкции по пожарной безопасности и инструкции по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях, действующих в образовательном учреждении, с последующей проверкой знаний основных требований правил, методов и практических приемов реализации.

7.Помещение, в котором установлен автоклав, должно быть оснащено огнетушителем (порошковым или углекислотным).

8.Работники обязаны уметь оказывать первую доврачебную помощь при различных видах повреждения организма человека, знать местонахождение аптечки с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания помощи.

9.О каждом несчастном случае в помещении с автоклавом или на территории учреждения пострадавший или очевидец должен после оказания первой доврачебной помощи пострадавшему известить своего непосредственного руководителя или представителя администрации для принятия соответствующих неотложных мер (помощь пострадавшему, доставка в лечебное учреждение и т.д.). Сообщение о несчастном случае должно быть обязательно доведено до руководителя образовательного учреждения.

10.Для расследования несчастного случая следует сохранить обстановку на рабочем месте (месте травмирования) такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников.

11.Знание и выполнение требований настоящей Инструкции является обязанностью работника, а их несоблюдение рассматривается нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

12.Требования безопасности перед началом работы

13.Перед началом работы необходимо надеть специальную одежду, сменную обувь, отдельные элементы одежды застегнуть, завязать, заправить так, чтобы не было свисающих, болтающихся, развевающихся концов.

14.Перед включением автоклава в электросеть необходимо:

-проверить заземление корпуса автоклава;

-произвести осмотр доступных наружных поверхностей паро­генератора, рабочей камеры, трубопроводов, корпуса с це­лью выявления внешних дефектов, крепления крышки стерилизационной камеры;

-произвести осмотр манометра с целью установления целост­ности стекла и положения стрелки на нулевой отметке;

-проверить целостность водомерного стекла;

-проверить наличие диэлектрического резинового коврика перед стерилизатором, если пол выполнен из токопроводящего материала;

-проверить наличие индикаторных лампочек на пульте панели управления, устройств для загрузки и выгрузки и т.п.;

-произвести проверку работы предохранительного клапана;

-заполнить парогенератор водой, не допуская образования воздушных пробок.

15.На каждом автоклаве после его установки должна быть табличка с указанием:

-регистрационного номера книги учета и освидетельствова­ния оборудования;

-разрешенного давления;

-числа, месяца и года следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания.

16.Персонал отделения стерилизации должен проверить исправность систем вентиляции, водоснабжения, канализации и электроосвещения. О замеченных неисправностях сообщить заведующему подразделением и принять меры к осуществлению ремонтных работ.

17.При обнаружении неисправностей (разбитое водоуказательное стекло, разрыв прокладки, повреждение корпуса автоклава, смещение стрелки манометра с нулевой отметки и др.) к работе приступать нельзя. Об обнаруженных неисправностях следует сообщить непосредственному руководителю.

18.Требования безопасности во время работы

19.Эксплуатация и техническое обслуживание автоклавов должны осуществляться в соответствии с требованиями паспорта (формуляра) на оборудование.

20.Дверь помещения должна открываться наружу и во время рабо­ты автоклава не должна запираться. Двери не должны быть застекленными.

21.Проверка предохранительных клапанов, манометров и мановакуумметров с их опломбированием и клеймением должна производиться не реже одного раза в 12 месяцев.

22.Персонал, эксплуатирующий автоклав, должен соблюдать режимы стерилизации (давление, температура, время выдержки).

23.После окончания времени стерилизационной выдержки и от­ключения автоклава от сети электропитания работник должен закрыть вентиль "пар в камеру" и постепенно, в течение 15—20 мин снижать давление в стерилизационной камере путем неполного от­крытия вентиля "воздух, пар из камеры".

24.При снижении давления в стерилизационной камере до ат­мосферного (стрелка манометра расположена про­тив нулевой отметки шкалы) следует ослабить зажимы (затвор) креп­ления крышки стерилизационной камеры, удостоверить­ся в отсутствии избыточного давления, после чего слегка приоткрыть крышку на 10—15 мин. для полного удаления оставшегося пара.

25.При невыполнении этих требований может произойти "при­сасывание" крышки стерилизационной камеры, что обусловлено конденсацией оставшегося пара и снижением дав­ления в камере ниже атмосферного.

26.Работнику, эксплуатирующему и обслуживающему автоклавы, запрещается:

-давать пар в стерилизационную камеру автоклава или включать подогрев при неплотно закрытых крышках;

-включать автоклав в электрическую сеть при низком уровне воды или отсутствии воды в водопарокамере;

-открывать крышку автоклава или ослаблять ее крепление при избыточном давлении в камерах стерилизатора;

-доливать воду в водопарокамеру при избыточном давлении,

-эксплуатировать автоклава по истечении сроков поверки манометров, проведения гидравлического испытания;

-оставлять автоклав без надзора во время его работы;

-на рабочем месте принимать пищу, курить, пользоваться косметикой;

-хранить в помещении посторонние предметы, загро­мождающие и загрязняющие рабочее помещение.

27.При поломках коммуникационных систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, препятствующих выполнению технологических операций, прекратить работу, сообщить непосредственному руководителю и принять меры к ликвида­ции технологических нарушений.

28.Требования безопасности в аварийных ситуациях

29.При первых же признаках предаварийной ситуации во время работы автоклава его эксплуатация должна быть немедленно прекращена, а именно при:

-достижении давления в камере выше разрешенного ра­бочего, несмотря на соблюдение всех требований по режиму работы и безопасной эксплуатации автоклавов;

-неисправностях предохранительного клапана, маномет­ров, контрольно-из­мерительных приборов, средств автоматики, при неисправности указателя уровня жидкости;

-снижении уровня воды в парогенераторе ниже допусти­мого;

-обнаружении в элементах автоклавов, работающих под давлением, трещин, выпучин, пропускания пара (жидкости или потении в сварных швах, течи в болтовых соединениях, разрывов прокладок);

-подтекании конденсата в местах соединений;

-нарушении герметичности уплотнений крышек парогенераторов, трубопроводов и арматуры, со­единений контрольно-измерительных приборов;

-превышении температуры поверхностей рукояток цент­рального затвора и маховичков, откидных болтов над температурой окружающего воздуха после двух циклов стерилизации, более, чем на 30°С.

30.При других признаках предаварийной ситуации (крики людей, запах жженой изоляции, запах дыма и др.) эксплуатация автоклава также должна быть прекращена.

31.О нарушении нормального рабочего процесса поставить в известность непосредственного руководителя, который должен оценить обстановку и поставить в известность руководителя или представителя администрации образовательного учреждения.

32.Дальнейшие действия работников зависят от характера и масштаба аварийной ситуации, но в любом случае электропитание должно быть отключено (с помощью вводного выключателя на электрощите).

33.В случае возгорания действия всех лиц должны соответствовать требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в образовательном учреждении.

34.Лицам, пострадавшим в аварийной ситуации, должна быть оказана первая до­врачебная помощь с использованием способов, приемов, методов, изложенных в инструкции по оказанию первой доврачебной помощи, действующей в учреждении.

35.Требования безопасности по окончании работы

36.После окончания работы необходимо отключить автоклав от электрической сети и убедиться в отсутствии в нем давления, слить воду из парогенератора и перевести автоклав в режим, оговоренный инструкцией по эксплуатации.

37.Отключить вентиляцию помещений, проверить исправ­ность коммуникационных систем.

38.Обо всех недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, аварийных ситуациях работник обязан сообщить непосредственному руководителю.

39.Ежедневно должна осуществляться влажная уборка помещения автоклавной. Периодически, в соответствии с правилами по санитарному режиму автоклавной, должна производиться полная уборка с мытьем стен, полов и т.п.

40.Снять специальную одежду, убрать ее в отведенное место. Чисто вымыть руки и лицо с мылом.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Обновлено (04.11.2013 17:54)