Обучающиеся обр. учреждений среднего и начального проф. образования при работе с ВДТ и ПЭВМ

Отраслевая типовая инструкция по охране труда
для обучающихся образовательных учреждений
среднего и начального профессионального образования
при работе с ВДТ и ПЭВМ


1. Общие требования безопасности

1.1. К учебным занятиям с использованием ВДТ и ПЭВМ допускаются студенты, учащиеся (далее - обучающиеся) с 1-го курса обучения в образовательном учреждении среднего и начального профессионального образования (далее - образовательное учреждение), не имеющих медицинских противопоказаний по работе с ВДТ и ПЭВМ.

1.2. Учебные занятия с использованием ВДТ и ПЭВМ проводятся в специально оборудованных помещениях: кабинетах информатики и вычислительной техники (далее - помещение, учебное помещение). Все виды помещений для учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

1.3. Учебные занятия с использованием ВДТ и ПЭВМ проводятся под руководством преподавателя и обслуживающего инженера (лаборанта), которые должны иметь высшее специальное образование, опыт педагогической работы с обучающимися и быть квалифицированными специалистами по использованию и обслуживанию ПЭВМ.

1.4. Со всеми обучающамися, занятыми на учебных занятиях с использованием ВДТ и ПЭВМ, должны быть проведены:

-     вводный инструктаж (в начале учебного года);

-    первичный инструктаж на рабочем месте перед началом работы с ВДТ и ПЭВМ;

-    повторный инструктаж (не реже одного раза в полугодие);

-    внеплановый инструктаж (при нарушении учащимся требований безопасности труда, перерыве в занятиях более 30 календарных дней, изменении условий труда, нарушении учащимися требований безопасности, введения новых нормативных актов по охране труда и др.);

-    целевой инструктаж (при выполнении работы по указанию преподавателя, не связанной с работой на ВДТ и ПЭВМ);

-    инструктаж по пожарной безопасности;

-    инструктаж по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае.

1.5. Обучающиеся должны быть ознакомлены с устройством ВДТ и ПЭВМ, назначением отдельных частей и блоков, правилами эксплуатации оборудования, правилами поведения во время учебных занятий, режимом труда и отдыха, правилами личной гигиены, основными потенциальными опасными и вредными факторами, действующими на пользователя ПЭВМ.

1.6. Основные опасные и вредные факторы, действующие при использовании ВДТ и ПЭВМ:

-     электрический ток;

-     пожарная опасность;

-     специфические зрительные условия труда;

-     психическое напряжение;

-     электромагнитные и электростатические поля;

-     мягкое рентгеновское излучение;

-     нарушение аэроинного состава воздуха в кабинете;

-     статическая нагрузка на организм учащегося;

-     гиподинамия и гипокинезия.

1.7. В целях обеспечения значений визуальных параметров ВДТ в пределах оптимального диапазона, а также защиты от электромагнитных и электростатических полей допускается применение приэкранных фильтров, специальных экранов и других средств индивидуальной защиты, имеющих соответствующий гигиенический сертификат.

1.8. Рабочие места обучающихся в помещениях для учебных занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать предъявляемым к ним эргономическим требованиям.

1.9. Учебные помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха (эффективной приточно-вытяжной вентиляцией), аэроионизации воздушной среды помещения, а также естественным и искусственным освещением; на окнах - шторы или жалюзи.

1.10. Учебное помещение должено быть оснащено пожарной сигнализацией, двумя углекислотными огнетушителями, медицинской аптечкой первой доврачебной помощи. Каждый обучающийся должен знать их местонахождение и уметь правильно их использовать.

1.11. При несоблюдении гигиенических требований, нарушении правил безопасности, к нарушителям применяется дисциплинарный вид ответственности вплоть до отстранения от занятий по информатике. С обучающамися в группе (подгруппе) перед очередным занятием должен быть проведен внеплановый инструктаж по охране труда.

1.12. О каждом несчастном случае с обучающимися в помещении для учебных занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ пострадавший или очевидцы события обязаны сообщить преподавателю, ведущему занятия, который должен предпринять необходимые меры: оказать первую доврачебную помощь, транспортировку пострадавшего в медпункт или лечебное учреждение, уведомление руководителя или представителя администрации образовательного учреждения о несчастном случае.

2.                Требования безопасности перед началом занятий

2.1.Перед началом учебных занятий помещение должно быть проветрено системой кондиционирования или естественным сквозным проветриванием, вентиляции и приведено в надлежащий порядок. Устройство для аэроионизации воздуха в учебном помещении перед началом занятий следует включить.

2.2.Все оборудование учебного помещения приводится в рабочее состояние только преподавателем или обслуживающим инженером (лаборан­том). Самовольное включение ВДТ и ПЭВМ учащимися запрещается.

2.3.Конструкция ВДТ должна предусматривать наличие ручек регулировки яркости и контраста, обеспечивающие возможность регулировки этих параметров от минимальных до максимальных значений. На экранах должно быть стабильное и четкое изображение.

2.4.Обучающиеся могут входить в учебное помещение на занятия только с разрешения ведущего преподавателя и занимать закрепленные за ними рабочие места. На рабочем месте перед началом занятий следует расположить все необходимое: книги, тетради, принадлежности.

2.5.Учебное помещение должно иметь смежное помещение - лаборантскую площадью не менее 18,0 кв. м. с двумя выходами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

2.6.Шкафы для хранения дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов следует размещать в лаборантских. Нахождение обучающихся в лаборантских помещениях запрещается.

2.7.При отсутствии лаборантских допускается размещение шкафов, стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при условии соблюдения требований к площади помещения, санитарно-гигиенических требований и присутствия во время занятий обслуживающего инженера (лаборанта).

3.Требования безопасности во время занятий

3.1.Обучающиеся во время работы с ВДТ и ПЭВМ должен выполнять только те задания и объемы работ, к которым он был допущен преподавателем и по которым он был проинструктирован.

3.2.В учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ в образовательных учреждениях должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата. Для повышения влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

3.3.Во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБа.

3.4.Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.

3.5.Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, пюпитра и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.

3.6.Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста пользователя.

3.7.Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

3.8.Помещения для занятий с использованием ПЭВМ и ВДТ в образовательных учреждениях должны быть оборудованы одноместными столами, предназначенными для работы на ВДТ и ПЭВМ.

3.9.Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ и ВДТ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту обучающегося.

3.10.При наличии высокого стола и стула, не соответствующего росту обучающегося, необходимо обязательно пользоваться регулируемой по высоте подставкой для ног.

3.11.В образовательных учреждениях длительность работы на ВДТ или ПЭВМ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических требований должна составлять:

-     для обучающихся на первом курсе не более 30 минут в день;

-     для обучающихся на втором и третьем курсах не более 1 часа в день при сдвоенных уроках: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором с интервалом в работе на ВДТ или ПЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос обучающихся и т.п.;

-     для обучающихся на третьем курсе длительность учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ допускается увеличить до 3 академических часов с суммарным временем непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ не более 50% от общего времени учебных занятий.

3.12.После каждого академического часа занятий с ВДТ или ПЭВМ следует устраивать перемены длительностью 15 - 20 минут с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета) и организацией естественного сквозного проветривания.

3.13.При организации односменных занятий в образовательном учреждении следует организовывать в середине учебного дня (после 3 - 4 уроков) перерыв длительностью 50 - 60 минут для обеда и отдыха обучающихся.

3.14.При работе на ВДТ и ПЭВМ для предупреждения развития переутомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

-     проводить упражнения для глаз через каждые 20 - 25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ;

-     для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультминутки (см. Приложение к настоящей Инструкции).

3.15.Во время работы с ВДТ и ПЭВМ учащемуся запрещается:

-    касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;

-    прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;

-    загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;

-    допускать захламленность рабочего места

-    допускать попадание влаги на поверхности системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров и др. устройств;

-    производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования.

3.16.В случае возникновения у обучающегося при использовании ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований,  режима занятий и отдыха ему следует обратиться к преподавателю для индивидуальной коррекции длительности и частоты перерывов в использовании ВДТ.

4.Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При любых признаках аварийной ситуации (сигнал аварии, крики людей, запах дыма, запах жженой изоляции электрических проводов и кабелей и т.п.) первоочередная задача всех лиц, находящихся в учебных помещениях, - как можно быстрее и объективнее оценить предаварийную обстановку (источник ситуации, возможные масштабы и темпы развития).

4.2.Общее руководство предаварийной ситуацией возлагается на преподавателя, ведущего занятия. Указания преподавателя должны выполняться всеми обучающимися безусловно.

4.3.При возникшем пожаре действия всех лиц, находящихся в учебном помещении с ВДТ и ПЭВМ, должны соответствовать порядку и требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в образовательном учреждении.

4.4.На наиболее вероятные аварийные ситуации должны быть разработаны и доведены до сведения планы действий преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и обучающихся.

4.5.Обучающиеся могут принимать участие в мероприятиях по предотвращению развития аварийной ситуации только под руководством преподавателя с обязательным соблюдением мер личной безопасности

4.6.Руководитель образовательного учреждения должен быть поставлен в известность об аварийной ситуации для принятия необходимых мер и общего руководства ситуацией.

4.7.Лицам, пострадавшим в аварийной ситуации, должна быть оказана первая доврачебная помощь. Оказывающий помощь должен четко знать правила оказания конкретной доврачебной помощи.

4.8.Пострадавшего от электротравмы независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб следует обязательно направить в лечебное учреждение.

4.9.При остальных видах травмирования пострадавший, как правило, направляется в лечебное учреждение. Исключение составляют случаи полного сохранения нормального функционирования организма без потери трудоспособности.

5.Требования безопасности по окончании занятий

5.1.По окончании занятий обучающийся должен привести в порядок выделенное рабочее место, убрать личные вещи, принадлежности, тетради и т.п.

5.2.Сдать рабочее место преподавателю. Уходить из учебного помещения следует только с ведома преподавателя.

5.3.По окончании занятий в учебном помещении с ВДТ и ПЭВМ обслуживающий инженер (лаборант, преподаватель) обязан в последовательности, приведенной в эксплуатационной документации, выключить вычислительную технику, а затем системы освещения, кондиционирования (вентиляции), аэроионизации и всей системы электропитания помещения.

5.4.В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Приложение

Комплекс упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

 

Комплекс упражнений физкультурной минутки

Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

ФМ общего воздействия

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Физкультминутка для улучшения мозгового

кровообращения:

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение,повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед. 3 - 4 - руки расслаблен но вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3. И.п. - сидя на стуле. 1 - 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.