Авторизация
Охрана труда и здоровья
Главная
Инструкции по охране труда
Студенты при работе с ВДТ и ПЭВМ


Студенты при работе с ВДТ и ПЭВМ
Отраслевая типовая инструкция по охране труда
для студентов образовательных учреждений
высшего профессионального образования
при работе с ВДТ и ПЭВМ
1. Общие требования безопасности
1.1. К учебным занятиям с использованием ВДТ и ПЭВМ допускаются студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения), не имеющих противопоказаний.
1.2. Учебные занятия с использованием ВДТ и ПЭВМ проводятся в специально оборудованных помещениях: дисплейных классах, лабораториях, аудиториях, кабинетах информатики и вычислительной техники (далее - помещения, учебные помещения). Все виды помещений для учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и пожарной безопасности.
1.3. Учебные занятия с использованием ВДТ и ПЭВМ проводятся под руководством преподавателя и обслуживающего инженера (лаборанта), которые должны иметь высшее специальное образование, опыт педагогической работы со студентами и быть квалифицированными специалистами по использованию и обслуживанию ВДТ и ПЭВМ.
1.4. Со всеми лицами, занятыми на учебных занятиях с использованием ВДТ и ПЭВМ, должны быть проведены:
- вводный инструктаж (в начале учебного года);
- первичный инструктаж на рабочем месте перед началом работы с ВДТ и ПЭВМ;
- повторный инструктаж (не реже одного раза в полугодие);
- внеплановый инструктаж (при нарушении студентом требований безопасности труда, перерыве в занятиях более 30 календарных дней, изменений условий труда, введении новых нормативных актов по охране труда и др.);
- целевой инструктаж (при выполнении работы по указанию преподавателя, не связанной с работой на ВДТ и ПЭВМ);
- инструктаж по пожарной безопасности;
- инструктаж по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае.
1.5. Студенты должны быть ознакомлены с устройством ВДТ и ПЭВМ, назначением отдельных частей и блоков, правилами эксплуатации оборудования, правилами поведения во время учебных занятий, режимом труда и отдыха, правилами личной гигиены, основными потенциальными опасными и вредными факторами действующими на пользователя ПЭВМ.
1.6. Основные опасные и вредные факторы, действующие при использовании ВДТ и ПЭВМ:
- электрический ток;
- пожарная опасность;
- специфические зрительные условия труда;
- психическое напряжение;
- электромагнитные и электростатические поля;
- мягкое рентгеновское излучение;
- нарушение аэроионного состава воздуха в кабинете;
- статическая нагрузка на организм студента;
- гиподинамия и гипокинезия.
1.7. В целях обеспечения значений визуальных параметров ВДТ в пределах оптимального диапазона, а также защиты от электромагнитных и электростатических полей допускается применение приэкранных фильтров, специальных экранов и других средств индивидуальной защиты, имеющих соответствующий гигиенический сертификат.
1.8. Рабочие места студентов в помещениях для учебных занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать предъявляемым к ним антропометрическим и эргономическим требованиям.
1.9. При входе в учебное помещение с ВДТ и ПЭВМ в образовательных учреждениях следует предусмотреть встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок студентов.
1.10. Учебные помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха (эффективной приточно-вытяжной вентиляцией), аэроионизации воздушной среды помещения, а также естественным и искусственным освещением.
1.11. Учебные помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены автоматической пожарной сигнализацией, двумя углекислотными огнетушителями, медицинской аптечкой первой доврачебной помощи. Каждый студент должен знать их местонахождение и уметь правильно их использовать.
1.12. Перед началом учебного года должен быть составлен и утвержден комиссией акт о соответствии каждого помещения с ВДТ и ПЭВМ требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
1.13. О каждом несчастном случае со студентом в помещении для учебных занятий с использованием ВДТ и ПЭВМ пострадавший или очевидцы события обязаны сообщить преподавателю, ведущему занятия, который должен предпринять необходимые меры: оказать необходимую помощь (первую доврачебную помощь, транспортировку пострадавшего в медпункт или лечебное учреждение), уведомление руководителя образовательного учреждения или представителя администрации о несчастном случае.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1.Перед началом учебных занятий помещение должно быть проветрено системой кондиционирования, вентиляции (или сквозным естественным проветриванием) и приведено в надлежащий порядок. Устройство для аэроионизации воздуха в учебном помещении перед началом занятий следует включить.
2.2.Оборудование учебного помещения приводится в рабочее состояние преподавателем или обслуживающим инженером (лаборантом). Самовольное включение ВДТ и ПЭВМ студентами запрещается.
2.3.Студенты могут входить в учебное помещение на занятия только с разрешения ведущего преподавателя и занимать закрепленные за ними места. На рабочем месте перед началом занятий следует расположить все необходимое: книги, тетради, принадлежности.
2.4.Учебное помещение должно иметь смежное помещение - лаборантскую, площадью не менее 18,0 кв. м. с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.
2.5.Шкафы для хранения дискет, комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов следует размещать в лаборантских. Нахождение студентов в лаборантских помещениях запрещается.
2.6.При отсутствии лаборантских допускается размещение шкафов, стеллажей в помещениях непосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при условии соблюдения требований к площади помещения, санитарно-гигиенических требований и присутствия во время занятий обслуживающего инженера (лаборанта).
3.Требования безопасности во время занятий
3.1.Студент во время работы с ВДТ и ПЭВМ должен выполнять только те задания и объемы работ, к которым он был допущен преподавателем и по которым он был проинструктирован.
3.2.В учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ в образовательных учреждениях должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата. Для повышения влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.
3.3.Во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБа.
.
3.4.Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки документов. Местное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 лк.
3.5.Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, пюпитра и др.), характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.
3.6.Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ с учетом роста пользователя.
3.7.Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
3.8.Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
3.9.Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час в день, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов в день, а для студентов старших курсов до 3 академических часов при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз и физкультминутка (см. Приложение к настоящей Инструкции).
3.10.Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
- проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ;
- устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
- подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ и ПЭВМ;
- проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов в коридор;
- проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости.
3.11.Во время работы с ВДТ и ПЭВМ студенту запрещается:
- касаться одновременно экрана монитора и клавиатуры;
- прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;
- загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;
- допускать захламленность рабочего места;
- допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, клавиатуры, принтеров и др. устройств;
- производить самостоятельное вскрытие и ремонт оборудования.
3.12.В случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения и других признаках переутомления студент должен сообщить ведущему преподавателю о состоянии здоровья и с его разрешения прекратить работу.
3.13.Во время занятий ремонтировать оборудование в учебном помещении с ВДТ и ПЭВМ непосредственно на рабочем месте студента запрещается.
4.Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1.При любых признаках аварийной ситуации (сигнал аварии, крики людей, запах дыма, запах жженой изоляции электрических проводов и кабелей и т.п.) первоочередная задача всех лиц, находящихся в учебных помещениях, как можно быстрее и объективнее оценить предаварийную обстановку (источник ситуации, возможные масштабы и темпы развития).
4.2.Общее руководство предаварийной ситуацией возлагается на преподавателя, ведущего занятия. Указания преподавателя должны выполняться всеми студентами безусловно.
4.3.При возникшем пожаре действия всех лиц, находящихся в учебном помещении с ВДТ и ПЭВМ, должны соответствовать порядку и требованиям инструкции по пожарной безопасности, действующей в образовательном учреждении.
4.4.На наиболее вероятные аварийные ситуации в образовательном учреждении должны быть разработаны и доведены до сведения планы действий профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного состава работников, а также студентов.
4.5.Студенты могут принимать участие в мероприятиях по предотвращению развития аварийной ситуации только под руководством преподавателя с обязательным соблюдением мер личной безопасности.
4.6.Руководитель образовательного учреждения должен быть как можно быстрее поставлен в известность об аварийной ситуации для принятия необходимых мер и общего руководства ситуацией.
4.7.Лицам, пострадавшим в аварийной ситуации, должна быть оказана первая доврачебная помощь. Оказывающий помощь должен четко знать правила оказания конкретной доврачебной помощи.
4.8.Пострадавшего от электротравмы, независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб, следует обязательно направить в лечебное учреждение.
4.9.При остальных видах травмирования пострадавший, как правило, направляется в лечебное учреждение. Исключение составляют случаи полного сохранения нормального функционирования организма без потери трудоспособности.
5.Требования безопасности по окончании занятий
5.1.По окончании занятий студент должен привести в порядок выделенное рабочее место, убрать личные вещи (принадлежности, тетради и т.п.).
5.2.Сдать рабочее место преподавателю. Уходить из учебного помещения следует только с разрешения преподавателя.
5.3.По окончании занятий в учебном помещении с ВДТ и ПЭВМ обслуживающий инженер (лаборант, преподаватель) обязан в последовательности, приведенной в эксплуатационной документации, выключить вычислительную технику, а затем системы освещения, кондиционирования (вентиляции), аэроионизации и всей системы электропитания помещения.
5.4.В помещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Приложение
Комплекс упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.
4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
Комплекс упражнений физкультурной минутки
Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.
ФМ общего воздействия
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
Физкультминутка для улучшения мозгового
кровообращения:
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение,повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. - о.с. 1 - руки за голову; локти развести пошире, голову наклонить назад. 2 - локти вперед. 3 - 4 - руки расслаблен но вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 - мах левой рукой назад, правой вверх - назад. 2 - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3. И.п. - сидя на стуле. 1 - 2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.